Запрет на использование полиэтиленовых пакетов
мог бы стать протекционистской мерой для российского, в частности, архангельского ЛПК. Это позволило бы переориентировать производства с экспорта на внутренний рынок и сохранить их во время кризиса. Такое мнение высказал директор Поморского агентства территориального развития Вадим Трескин, анализируя Стратегию развития Архангельской области до 2030 года. Он пояснил, что, например, основной продукцией Соломбальского ЦБК является небеленая целлюлоза, из которой производится упаковочная бумага и картон. Основным стратегическим покупателем этой продукции в последние годы был Китай, где летом 2008 года власти приняли решение о запрете продажи покупателям полиэтиленовых пакетов, и замене их на бумажные пакеты. У СЦБК появился новый крупный внешний рынок сбыта. Но с наступлением кризиса спрос на эту продукцию в мире упал, и вслед за этим упали закупочные цены на продукцию СЦБК в Китае.«Спрос на продукцию СЦБК могла бы стимулировать такая протекционисткая мера, как запрет на использование одноразовых полиэтиленовых пакетов
в России. Такой запрет вполне реально обосновать с позиции экологической безопасности и больших ресурсных и финансовых затрат на утилизацию полиэтиленовых отходов. К продвижению этой идеи можно подключить крупные экологические организации и начать обсуждение ее в СМИ, — сказал эксперт. — Запрет на продажу полиэтиленовых пакетов сегодня действует в нескольких странах, у которых есть положительный опыт использования бумажных пакетов. Тогда внутренний спрос на продукцию СЦБК позволил бы комбинату не останавливать производство в период кризиса».Трескин убежден, что в изменившихся условиях, Архангельской области нужны новые сценарии действий властей и бизнеса. «Для предприятий ЛПК Архангельской области кризис также создал вынужденные условия для диверсификации своих экспортно-ориентированных производств. Но пока архангельские предприятия к такому сценарию не готовы. Поэтому уже сейчас области остро нужны конкретные сценарии, прогнозы и расчеты по освоению внутреннего рынка для предприятий ЛПК, — сказал он. — В условиях кризиса Архангельской области нужны креативные проекты диверсификации производств экспортных предприятий».